Факторы, влияющие на работоспособность водителя: как усилить позитивные и нивелировать негативные воздействия
Качество вождения и безопасность на дороге тесно связаны с работоспособностью управляющего транспортным средством. Стоит учитывать, что на нее оказывает влияние множество разнообразных факторов. Многие из них связаны с окружающей средой и условиями труда.
Результаты опросов водителей демонстрируют, что их рабочие места часто не соответствуют санитарно-гигиеническим и психофизиологическим нормам. Респонденты отмечают неудобные сидения, частые перепады температур, недостаточное освещение, загрязнение воздуха, а также избыточный шум и вибрацию.
Для вождения летом идеальной считается температура в диапазоне от 18 до 20 градусов Цельсия, а зимой — от 15 до 25 градусов. Более высокие температуры увеличивают нагрузку на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, снижая концентрацию и осторожность. С другой стороны, холод затрудняет движения, снижая скорость реакций, что увеличивает вероятность ошибок. Оптимальный уровень влажности воздуха составляет от 30 до 60 процентов, тогда как высокая влажность провоцирует переохлаждение и респираторные заболевания.
Системы вентиляции и отопления в кабинах автомобилей, особенно отечественного производства, не всегда способны поддерживать идеальные условия. Управление вентиляцией и кондиционированием часто ложится на плечи водителей, отвлекая их от дороги. Для создания комфортных условий в кабинах рекомендуется внедрять интеллектуальные системы автоматического климат-контроля, которые выполняют функции вентиляции, обдува и кондиционирования.
Шумы и вибрации в автомобиле создают сложную звуковую среду. Нормальные пределы шума составляют до 70 дБА для грузовиков и до 60 дБА для легковых автомобилей и автобусов. Вибрация, измеряемая по оси Z, не должна превышать 115 дБ. На данный момент не существует технических решений для полного устранения шума и вибрации. Однако, можно улучшить рабочие условия водителей за счет регулярного мониторинга.
Загрязнение воздуха выхлопными газами и пылью повышает утомляемость и увеличивать вероятность ошибок во время вождения. Исследования показывают, что концентрация оксида углерода в салоне автомобиля может достигать от 100 мг/м³ до 625 мг/м³ при работе двигателя на холостом ходу, что значительно превышает допустимые нормы.
Среди основных причин снижения работоспособности водителей – усталость и сонливость, возникающие из-за длительных периодов за рулем и недостаточного отдыха. Чтобы предотвратить эти факторы, рекомендуется регулярно проветривать кабину, менять положение тела, слушать энергичную музыку, общаться с пассажирами. В случае, если данные меры не помогают, следует остановиться для короткого отдыха, сна или выполнения физических упражнений.
Ключевым элементом в предотвращении усталости является полноценный ночной сон и короткие перерывы в работе: 5-минутные каждый час и 15-минутные после каждого второго часа вождения. Важно учитывать естественную динамику работоспособности в течение недели: постепенное увеличение активности к середине и снижение к выходным.
Риски аварий и происшествий возрастают при эмоциональных нарушениях, а также некоторых личностных особенностях — агрессивности, неспособности контролировать свои действия, нежелании следовать правилам. В этих случаях должны быть приняты меры для предотвращения доступа водителя к управлению транспортным средством.
Сегодня существуют специальные устройства, обнаруживающие опасные состояния водителя, такие как нетрезвость и сонливость. Эти системы могут контролировать время, проведенное за рулем, отправлять автоматические оповещения, ограничивать скорость или блокировать зажигание.
Для сохранения работоспособности необходимо учитывать психофизиологические аспекты труда водителей, связанные с высоким уровнем нервно-эмоционального напряжения из-за множества раздражителей, таких как пешеходы, звуковые и световые сигналы, дорожные знаки.
В условиях городского движения водитель автомобиля каждую минуту сталкивается с 3-4 стимулами. Ему необходимо не просто заметить эти сигналы, но и проанализировать их, принять решение и выполнить соответствующее действие. Учитывая быстроту изменений на дороге, для всего процесса, - от восприятия информации до действия, требуется время, которого может не хватить.
С другой стороны, слишком малое количество стимулов также несет риски, приводя к понижению внимания и способствуя увеличению скорости, что негативно отражается на готовности реагировать на внезапные ситуации, в которых необходимо резко затормозить или быстро повернуть руль.
Ключевые стратегии для минимизации нервно-эмоционального напряжения водителей и усиления безопасности на дорогах включают следующие меры:
- Комбинированное обучение - специализированная подготовка на тренажерах и практическое вождение в условиях реального дорожного движения. Такой подход позволяет водителям получить необходимые навыки и подготовиться к неожиданным ситуациям на дороге.
- Использование научных методов при подборе кадров. Психологические и физиологические тестирования помогают выбрать специалистов, по своим качествам наиболее подходящих для работы за рулем, что повышает безопасность и эффективность перевозок.
- Продуманное проектирование дорог. Оно должно осуществляться с учетом психологического восприятия цвета и типа дорожного покрытия, расположения дорожных знаков, пешеходных переходов и других элементов инфраструктуры. Такой подход способствует повышению внимания и безопасности.
- Создание благоприятной атмосферы в коллективах транспортных компаний. Это необходимо для формирования положительных взаимоотношений между участниками дорожного движения, снижения стресса и количества конфликтов на дороге.
- Разработка эффективных режимов рабочего времени и времени отдыха, позволяющих водителям поддерживать высокую концентрацию и работоспособность в течение всего дня.
- Обеспечение санитарно-бытовых условий в помещениях. Комфортная мебель и качественное оборудование в гардеробных, столовых и комнатах для отдыха создают основу для качественной трудовой деятельности.
Учитывая разнообразие факторов, влияющих на работоспособность, необходимо стремиться к усилению позитивных и нивелированию негативных воздействий. Этого можно достичь только путем комплексных мер, включающих обучение, регулярные медицинские проверки, создание развитой инфраструктуры и применение передовых технологий.